1
  • СКОРО НОВЫЙ ГОД
    Вот и заканчивается первая четверть. Впереди каникулы. Ура! Дети устали, приходят со школы и ничего не хотят делать. Отдыхать, отдыхать, отдыхать — только это у них и в умах, и на лицах и на языке. Осенние каникулы пролетят быстро и не заметишь как. Важно дать детям по настоящему отдохнуть — отоспаться, не делать с ними уже поднадоевшие школьные домашние задания и даже дать возможность не читать (если конечно же чтение не является любимым занятием вашего ребёнка, что в наше время большая редкость).
    Как же смотивировать ребёнка продолжать учиться дальше, во второй четверти? Ведь школа уже порядком поднадоела, запас летних сил и витаминов уже иссяк, а впереди только ещё вторая учебная четверть. Ответ на самом деле прост. Вспомните себя в детстве. Каждый ребёнок с нетерпением ждёт приближающегося события. Будь то день рождения его, или кого-то из семьи или какой то большой общий праздник. С возрастом это нетерпеливое ожидание угасает. Мы, взрослые, уже спокойнее относимся к «смене времён», но у детей это иначе.
    С начала второй четверти начните вместе в детьми ожидать прихода двух замечательных зимних праздников Нового года и Рождества, и вы увидите, как ваша жизнь превратится в самую настоящую сказку. Совместное семейное изготовление Новогодних поделок, пошив костюмов сказочных героев, разучивание песен, стихов и танцев — всё это разнообразит вашу семейную жизнь и принесёт счастье ожидания не только вашим ребятишкам, но и вам, взрослым.
    Подключите к своему насыщенному ожиданию других членов семьи — бабушек и дедушек, тётей и дядей, племянников и племянниц. Обменивайтесь идеями по изготовлению ёлочных игрушек и украшений дома.
    Сделайте в середине декабря предрождественские посиделки при свечах. Приготовьте безалкогольный глинтвейн, испеките рождественский пряничный домик или пряничных человечков, заварите ароматный чай и пригласите гостей — но не своих, а гостей ваших детей. Пусть эта предрождественская или предновогодняя вечеринка пройдёт под волшебную музыку, которую вы специально подберёте заранее вместе с детьми. Я думаю, этот вечер обязательно запомнится им.
    После вечеринки можно приступать к изготовлению подарков. Купите много пакетиков, ленточек и обёрточной бумаги. Научите ребёнка тому, что подарок не обязательно должен быть дорогим, главное, чтобы он был сделан от чистого сердца.
    Когда подарки запакованы их необходимо куда то положить. Приходит время установки и украшения ёлочки. Достаньте все украшения и игрушки, вспомните, откуда каждая игрушка у вас появилась,  расскажите историю ёлочных игрушек своим детям. Любуясь на украшенную огоньками ёлочку вы легко проживёте последнюю неделю второй четверти и настанут уже вторые каникулы для ваших детей.
    Пол учебных года преодолены. Ну а далее, снова стимулы, мотивация грядущими событиями и праздниками — и вы одолеете и третью и четвёртую четверть. Не забывайте давать детям витамины и фрукты, ну а изредка карамельки. И тогда ваша жизнь станет сладкой-пресладкой!

    ТЕАТР В ДЕТСКОМ САДУ

    Посещение платных дополнительных мероприятий в детском саду дело добровольное, и Вас не должны и не могут заставить посещать такие мероприятия без Вашего желания и согласия. То же самое касается дополнительного платного образования в рамках муниципальных дошкольных учреждений, то есть платных дополнительных занятий, которые проводятся в основные часы посещения детских дошкольных учреждений.

    Проведение таких мероприятий, как кукольный театр, безусловно, разнообразит будни в дошкольных учреждениях, способствуют развитию ребенка и играют важную роль в художественно-эстетическом воспитании ребенка. С кукольных представлений традиционно начинается знакомство малышей с театром. Обычно дети с удовольствием посещают такие представления. Однако все дети разные, бывают случаи, когда малыши даже боятся кукол или актеров, поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка насильно смотреть представление. Это может травмировать детскую психику, и еще больше испугать ребенка.

    Также, не всегда материальное состояние родителей позволяет оплачивать факультативные занятия, или развлекательные мероприятия своих детей.

    Поэтому, Вы вправе отказаться от посещения мероприятия и, соответственно, не оплачивать его.

    Для того, чтобы заставить Вас это сделать ни у руководителя детского сада, ни у его воспитателей нет абсолютно никаких юридических оснований.

    Обычно, проблем с этим не возникает.

    Как правило, если ребенок отказывается смотреть представление, он остается в группе под присмотром помощника воспитателя, другими словами нянечки в группе. В должностные обязанности помощника воспитателя входит помощь воспитателю в воспитательной работе, присмотр за детьми и замещение воспитателя при необходимости. В некоторых случаях, когда представление проводится для нескольких групп детского сада, один из воспитателей остается с детьми из разных групп, которые по разным причинам не пошли на мероприятие.

    Часто, даже если родители не оплатили театральное представление из-за материальных трудностей, а ребенок хочет посмотреть и поучаствовать в мероприятии, ему разрешают посмотреть представление.

    В общем, выход в данной ситуации найти нетрудно, при желании.

    В Вашем случае, если отказ посещать кукольный театр в детском саду зависит от желания ребенка, я бы большее внимание уделила вопросу, почему именно ребенок отказывается смотреть представление. Малышам кукольное представление обычно доставляет удовольствие, приносит массу впечатлений, ощущение праздника. Детские спектакли раскрывают общечеловеческие духовные ценности, помогают малышам осознать понятия добра, семьи, красоты, мира. С чем связано нежелание ребенка участвовать в празднике? Может быть, был негативный опыт посещения массовых мероприятий, остались плохие впечатления? Или ребенок услышал грубые или неосторожные слова от взрослых? Поговорите со своим ребенком, объясните ему, что смотреть спектакль гораздо интереснее, чем играть одному в группе. Не лишайте своего ребенка впечатлений и хороших воспоминаний!

                                                                    Сказкотерапия 

203621

Сказкотерапия – это самая неоднозначная методика, применяемая в психологии для обучения, развития, воспитания и оказания психологической помощи. Из названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках. Сказочный мир – это то, что связывает всех людей и вызывая самые лучшие эмоции, окутанные беззаботным детством. Ошибочно считать, что сказкотерапия применяется исключительно на детях, вот уже тысячи лет человечество при помощи сказок передавало свой опыт, историю, истоки познания жизни. Сказка – это не просто придуманный не имеющий смысла рассказ для детей, это нечто большее. Начиная с её возникновения, сказка служила проводником сквозь всё родовое древо и весь народ, она несла трактаты, правила, исторический смысл, память людей и силу единства человеческого. Метод сказкотерапии представляет собой сочетание комплекса психологического воздействия на человека через абстрактность и лёгкость сказок. В России метод сказкотерапии применяется не так давно. Лишь в 90-х годах XX столетия ведущие психологи страны отшлифовав иностранное видение методом проб и ошибок до восприятия нашего человека. В зависимости от цели использование этого метода имеет различные направления.
Направления метода сказкотерапии:
1. Развитие мышления – в этом направлении метод сказкотерапии применяется в основном на детях в возрасте от 3 до 12 лет. Процесс применения данного метода заключается в чтении ребёнку сказок, во время которого ребёнок не только слушает, но и воспринимает всё происходящее, дополняет. После прочтения сказки её можно обсудить с ребёнком или дать возможность самому придумать конец. Так у человека с малого возраста появляются навыки принятия решений, творчества, проявления фантазии.
2. Решение жизненных задач – направление метода сказкотерапии ориентировано на то, что бы на примере сказки и её окончании взрослый человек мог эффективно выйти с той или иной ситуации и найти именно то решение, которое ему поможет стать на правильную жизненную тропу.
3. Развитие связной речи – для детей дошкольного и школьного возраста крайне важно уметь связно говорить и правильно выражать свои мысли. Для её развития используют «оболочку» сказки, главное звено которой ориентировано на другой подтекст. К таким сказкам относятся сказки о цифрах или буквах («Краски рассказывают сказки»). Статистика такой логической и логопедической речи говорит сама за себя:85% детей имеющих проблемы со связанной речью или выговариванием слов лишились этих недостатков.
4. Лечебное психиатрическое направление – пациент или группа людей придумывают и рассказывают сказку, а психиатр или психолог – терапевт, судя по сказке, определяет сложность заболевания, её направленность и метод индивидуального лечения.
5. Передача жизненного опыта – в основном это направление используется для детей и подростков. Множество сказок учат добру, передают жизненный опыт и моральные нормы народа в преданиях, былинах, баснях, притчах. Это самый древнейший метод воспитания в детях социума и смысла жизни.

Что такое сказка?

Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы или используемое достаточно редко — в стихах. В таком произведении повествуется о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приемы.

Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных авторов.

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях — бытовых сказках.

По своему внутреннему содержанию сказки весьма разнообразны: народные богатырские, бытовые, былинные, волшебные, сказки о животных и т.п.

Также сказки различают как фантастические, юмористические и сатирические. Любая сказка преследует определенные цели, они могут быть поучительные, либо сказочное повествование служит для развлечения слушателей – детей и взрослых, иными словами такая сказка служит развлекательным целям.

Сказки литературные – сказки рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты. В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка. Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения.

Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

Особенности русских народных сказок

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями. В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева ( рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова ( сибирского охотника) и др.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Важной особенностю народной духовной жизни является — соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.